Кому в Асе жить хорошо

Издавна близлежащий к областному центру Жамбылский район считался одним из передовых в регионе. Район славился овощеводством, молочным производством, известной компанией «БМ», сахарной свёклой… Сегодня обо всём этом старожилы вспоминают как о призрачном сне, с сожалением констатируя, что по многим показателям район идёт в хвосте. Да и о чём говорить, если даже первые руководители Жамбылского района даже не желают проживать в райцентре Аса, предпочитая жильё в более цивилизованном и благоустроенном Таразе.

Недалеко от районного акимата, в тихом тупичке властями был построен служебный дом акима. Жили в нём и первые секретари райкома партии, и главы райадминистрации. Сразу же в него переехал с семьёй и предыдущий глава района Нуржан Календеров. И лишь нынешний аким Рустем Даулет обходит его, видимо считая, что это скромное строение не соответствует высокому статусу. Для акиматовских же чиновников не секрет, что Рустем Рысбаевич не так давно вселился в двухэтажный особняк в одном из застраиваемых жилых массивов Тараза. В принципе, понять акима можно, на что сдалась ему эта треклятая Аса. Но сам г-н Даулет не может понять, что его дурной пример весьма заразителен. Также в Таразе и станции Чайкурук проживают его заместители Самат Кабылбеков и Бахыт Казанбасов.

Мало того, ежедневно из областного центра в Асу предпочитают ездить на служебных автомашинах руководители почти всех акиматовских подразделений и филиалов областных структур: начальник финансового отдела, главный архитектор, начальники отделов экономики, предпринимательства, главный врач райбольницы, руководители отдела статистики, ветеринарной службы, ЧС, казначейства, отделения «Казахтелеком», районных электрических сетей, отдела ЦОН, предприятия «Аса-Су», отдела юстиции, налоговой службы, начальник РОВД с заместителями, председатель районного суда, районный прокурор. До недавнего ухода на пенсию в течение нескольких лет ездила из 12-го микрорайона Тараза в Асу начальник районного отдела образования. Уже который год из села Шайдана, что в 25 км. от райцентра, приезжает начальник сельхозотдела райакимата, из села Орнек – начальник отдела соцобеспечения, из села Пионер – руководитель центра занятости…

Как видим, представлено почти всё районное руководство. Не будем забывать, что видя бесконечные вояжи руководства, немало времени в автомобильных креслах проводят и их подчинённые, коих с таразской пропиской в акиматовских структурах наберётся немало.

Мало того, девять из 17 сельских акимов также не проживают в аулах, где находятся их служебные кабинеты. Ежедневно за десятки километров ездят на служебных авто акимы сельских округов Каракемер, Тогызторау, Колькайнар, Каратобе, Гродеково, Полаткосшы, Карой, Бесагаш, Акбулым. Примерно такая же ситуация и с участковыми инспекторами полиции, почти все из них ездят на работу за десятки километров, благо все, и акимы, и полицейские, служебным транспортом обеспечены. Правда, есть большие сомнения, что хоть один из чиновников и других служивых людей оплачивает бензин на бесконечные поездки из собственного кармана.

Несложный арифметический подсчёт показывает, что ежедневно доставляют чиновников в Асу и назад, около 35 автомашин, на расстояние примерно 50-60 км. Ежедневно на их спидометрах набегает до 2000 км, на которые уходят до 200 литров бензина. 200 литров умножаем на 118 тенге, выходит около 24 тысяч тенге. Эту сумму опять-таки умножаем на 20 рабочих дней, выходит около 500 тысяч тенге. Опять умножаем на 12 месяцев. Выходит, что чиновники только на путь на работу и домой ежегодно тратят по самым скромным подсчётам около 6 миллионов казённых тенге! И даже эту немалую сумму можно смело умножать на два, и получить уже 12 миллионов, так как почти все обладатели служебных авто ездят на обед домой, где после сытного застолья не грех и прикорнуть хоть пол-часика на родной подушке. То же самое и с сельскими акимами и участковыми, ведь мало в каком селе имеется столовая, а если и есть, то пресловутый лагман надоест уже через неделю.

И о какой продуктивности работы может идти речь, если любой здравомыслящий чиновник всеми правдами и неправдами старается выехать с работы хоть на полчаса раньше положенного времени. Ну, а когда проходит какое-то совещание в Таразе, то его участников из Асы в тот день в кабинете не застать. Всегда они найдут тысячу причин и массу неотложных дел, чтобы провести остаток дня в Таразе.

Если идти дальше, то у каждого бастыка имеется водитель, как правило, тоже проживающий в Таразе. А это составляет десятки потерянных для местных шофёров рабочих мест. Поэтому и заполонили трассу и улицы таксисты из местных аборигенов.

И поверьте, никогда не будет искренне радеть за местное образование или здравоохранение, да и за остальные сферы, чиновник, дети которого учатся в благополучных таразских гимназиях, а супруга лечится в более цивилизованной поликлинике. А ведь так оно и получается, ведь семьи асинских чиновников постоянно проживают в Таразе, и в Асу но не скажут.

А проблем в Жамбылском районе хватает по горло. В упадке сельское хозяйство, после краха популярного «БМ» выяснилось, что предпринимательство в районе находится в чахоточном состоянии. Дороги разбиты, на проложенной через весь райцентр асфальтированной трассе одни ухабы да пыль столбом. Водопровод в Асе должны были сдать в эксплуатацию ещё в прошлом году, но работы до сих пор не закончены.

Местными символами становятся уже не пригодный к эксплуатации и заколоченный наглухо кинотеатр, да два разбитых и раскуроченных жилых здания, ремонт которых стал настоящим камнем преткновения для властей.

Асинцы сетуют, что действия акимата им непонятны. Так, всего 2-3 года назад на центральной улице были поставлены бетонные прочные новые электрические столбы. Но, прошлой осенью их внезапно убрали, и заменили какими-то декоративными, похожими на игрушечные, столбиками, качающимися при каждом порыве ветра. Куда отправлены десятки прежних столбов, неизвестно, а ведь стоят они немалую сумму. А что делать с неприятнейшим вонючим ароматом, исходящим от Амангельдинского нефтеперерабатывающего завода, что вблизи Асы.

— Да если бы наши акимы жили в райцентре, то давно бы там поставили всевозможные фильтры и очистители, — с горечью говорят местные таксисты.

Конечно, квартирный вопрос очень сложный и разрешить его в одночасье трудновато. Но, в случае с асинскими руководителями и клерками его как-то надо решать. В крайнем случае, насиженные таразскими «варягами» тёплые кресла отдавать местным кадрам, готовить их заранее на предполагаемые кадровые позиции. Придётся предусмотреть и служебное жильё для особо ценных и молодых специалистов. А в ситуации с сельскими акимами и вовсе надо опираться на местные кадры.

И опять экскурс в недалёкое коммунистическое прошлое. Подчеркну, что тогда все райкомовские работники жили в Асе, не имеющие жилья снимали его даже в аренду. Одно время председателем районного комитета народного контроля был товарищ C. Сохранов, проживавший в селе Гродеково, что на противоположной от областного центра стороне. Так этот чиновник каждый день из дома на работу добирался на… рейсовом автобусе, и уже на автостанции Асы в полдевятого утра его ожидала служебная «Волга». Эта же машина после шести вечера также подвозила его к автостанции, и председатель народного контроля опять на автобусе отправлялся домой. Может и акимату Жамбылского района опробовать метод строгого партийца, в крайнем случае, снять в аренду автобус, который бы скопом возил в Тараз и Асу чиновников.

20.03.2014
899

1 комментарий

Ольга
16.08.2016 14:12
Уважаемая редакция!
Прошу исправить допущенную опечатку в тексте статьи, так как Председателя районного комитета народного контроля звали Сергей Михайлович Сохранов.
Загрузка...