Удивительное рядом

Удивительное рядом

Получение водительских прав для казахстанцев превращается в довольно увлекательную процедуру. Как известно, кандидат должен сдать экзамены на знание правил дорожного движения, а также по практическому вождению. Но с некоторых пор граждане должны в стенах спецЦОНа пройти медицинскую комиссию, сдав на анализы кровь и мочу. Причем сделать это нужно непременно в присутствии врачей. И если со сдачей крови никаких вопросов не возникает, то вот тест на мочу стал предметом больших споров.
Наверное, большей частью общество и не знало бы о такой интересной процедуре, если бы на нее не обратил внимание местный филиал Союза водителей транспортных средств РК.

Интересное положение
— Некоторые граждане приходят к нам с жалобой на то, что не могут справить нужду в стенах спецЦОНа, — рассказывает директор филиала Амантай Досмуханбетулы. — Действующий порядок проведения теста очень спорный. Во-первых, это опять же бюрократические проволочки. Зачем усложнять ситуацию, если имеется специальная электронная база данных граждан, состоящих на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансерах? Можно нажатием одной кнопки узнать, состоит ли кандидат в водители на учете. Во-вторых, тут серьезный нравственный момент: в XXI веке у нас заставляют прилюдно мочиться в стаканчик и мужчин, и женщин. И эта услуга утверждена на государственном уровне! К тому же эти процедуры сделали платными — получается, все сделано для выкачивания денег с населения? Конечно, давно пора создать цивилизованные методы сдачи анализа.

Как правило, в общественную организацию с жалобой чаще всего приходят жители сел.
— Проблема в том, что не все граждане могут справить нужду тогда, когда их об этом просят в спецЦОНе. Ну не хочется человека в туалет! К тому же, есть психологические барьеры. Возможно, человек стесняется. Городской житель может прийти в другой раз, подготовив организм. А как быть жителям районов? Им нужно возвращаться в свой аул, а на следующий день снова ехать в город. Многие сельчане не знают о подобной процедуре сдачи тестов и, наоборот, заранее ходят в туалет, чтобы у врачей им не приспичило! — говорит А. Досмуханбетулы.

Действительно, при нынешней системе прохождения тестов возникает серьезная проблема, которую в Минздравсоцразвития не учли: не все способны справить нужду тогда, когда организм этого не требует, тем более в присутствии посторонних.

Недавно при обмене водительских прав в жамбылском спецЦОНе автор этих строк наблюдал такую картину: молодой человек зашел в отведенную кабинку и несколько минут пытался отлить в стаканчик. Медсестра всячески «подбадривала» его, но тщетно. По совету своего брата претендент на водительские права пошел прогуляться. Вернулся через полчаса. По его словам, он выпил литр воды. Но организм упорно не желал слушаться. Так и ушел парень, не сдав анализ.

И случается такое довольно часто. По оценке жамбылского филиала Союза водителей транспортных средств, число тех, кто не справился с простой на первый взгляд задачей, в некоторые дни может достигать 10 процентов.


Права превыше всего
Впору задуматься над вопросом: а не идет ли подобная процедура вразрез с Конституцией страны, статья 17 которой гласит: никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению?

— Почему меня должны подозревать как наркомана или психопата, если я не состою на учете и никогда не имел проблем с законом? — говорит руководитель филиала. — Ведь фактически действующее правило о сдаче теста в спеЦОНе нарушает права и свободы других лиц, посягает на общественную нравственность (статья 12, пункт 5 Конституции РК). Теоретически я могу эту справку получить в ЦОНе, но она медкомиссию не устраивает!

Что касается недобросовестных граждан, которые могут все-таки сесть за руль в состоянии наркотического опьянения, то, по мнению руководства общественной организации, здесь ничего нового изобретать не нужно. Таких шоферов сразу наказывают и вносят в базу данных диспансера! Так зачем нужно было изобретать велосипед? Ведь даже при действующей системе все равно находятся те, кто успешно получил права на вождение, но потом был задержан за рулем в неадекватном состоянии.


Так решил Минздрав
Свою позицию по данному вопросу изложил нашему корреспонденту и главный врач областного наркологического диспансера Жакып Жексембиев.

— Данная процедура проводится согласно приказам министра здравоохранения РК от 2013 и 2014 годов, в которых утверждены Правила проведения медицинских осмотров лиц, претендующих на получение права управления транпортными средствами, — говорит он. — Именно эти нормативные акты требуют тестирование мочи на наличие наркотиков в организме. Ведь справка с наркологического диспансера не передает всю истинную картину: человек может не состоять на наркологическом учете, но употреблять запрещенные препараты и при этом управлять автомобилем.

По словам собеседника, около 20 процентов водителей автотранспортов, прошедшие медицинское освидетельствование в 2016 году в кабинете экспертизы Жамбылского областного наркологического диспансера, были в состоянии опьянения, из них 70 процентов — алкогольного, а 30 – наркотического.

— Процедура наркотестирования претендентов на получение водительского удостоверения проводится для предотвращения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий и других несчастных случаев, — поясняет собеседник. — Процесс сбора биологической среды на предмет употребления наркотических веществ должен осуществляться в условиях, исключающих подмену. Потому гражданам приходится проходить процедуру таким образом. Для мужской половины населения мы назначили медбрата, а для женской — медсестру.

Прояснил руководитель диспансера и ситуацию с тарифами на услуги в ходе проведения наркотеста (2070 тенге), а также возможным нарушением прав граждан.

— Во-первых, тест-полоски для анализов сами по себе дорогие. Во-вторых, данный тариф в прейскуранте цен областного наркологического диспансера согласован с управлением здравоохранения акимата Жамбылской области. Ошибочно думать, что употребляют алкоголь или наркотики только те, кто состоит на учете наркологического диспансера. Несмотря на строгое наказание для пьяных водителей за рулем, многие из них продолжают нарушать закон. Иногда в день к нам поступает шесть задержанных лиц. Данная процедура не может нарушать конституционные права граждан, поскольку речь идет о безопасности дорожного движения. Вышеназванные приказы приняты в целях защиты наших жизней, для безопасности на дорогах, — резюмирует Ж. Жексембиев.

Словом, претендентам на получение водительских прав придется сдавать анализы в присутствии медсестер и медбратов. А чтобы не столкнуться при этом с психологическими проблемами, врачи наркодиспансера советуют предварительно готовиться к сдаче теста.

Впрочем, есть надежда на то, что в скором времени на проблему обратят внимание с более высоких трибун – соответствующее обращение в Правительство и Парламент страны внес местный филиала Союза водителей транспортных средств. Тогда, возможно, и будет найдено компромиссное решение.


А как у них?
Между тем, как поясняют в общественной организации водителей, в других развитых странах при оформлении и получении водительского удостоверения не требуется прохождение подобной процедуры. Более того, в некоторых из них не нужна даже медицинская справка о состоянии здоровья будущего водителя. В этих странах вся ответственность за предоставление сведений о своем здоровье возлагается именно на самих граждан, которые при подаче заявлений на получение прав обязаны сами в ней написать все имеющие проблемы со здоровьем. Если заявленные заболевания могут влиять на управление автомобилем, то здесь выдача водительских прав будет решаться индивидуально.

К примеру, не требуется справка в Великобритании, Франции, Японии, США. А в Германии, необходимо представить только справку от офтальмолога (по зрению). В то же время в Великобритании в список заболеваний, при которых нельзя садиться за руль, относятся психические заболевания (шизофрения, психоз), алкоголизм и наркомания, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы со зрением. Во Франции, к этим перечисленным уже заболеваниям добавляется расстройства равновесия, эпилепсия, диабет. В Германии это еще и сложные случаи инвалидности.

То есть, там граждане несут ответственность за свои действия. Если человек наркоман, но скрыл это от экзаменационной комиссии, то будет отвечать по всей строгости закона. Вообще же, в Европе нарушитель при совершении ДТП в состоянии алкогольного опьянения может получить как крупный штраф, так и тюремное заключение до трех лет. Если авария повлекла жертвы, то наказание может составить до 15 лет. Аналогичные наказания существуют и в Казахстане.

Но самый главный аргумент Союза водителей таков:

— Допустим, человек идет сдавать экзамен. Он же не дурак, чтобы идти на медкомиссию в состоянии алкогольного или тем более наркотического опьянения! Он придет трезвый, а через несколько дней снова может взяться за вредные привычки, — говорит директор филиала.

16.02.2017
82

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...