Рай для путешественников

Рай для путешественников

Наш южный край богат на исторические памятники. В регионе есть чудесные источники и грязелечебница, великолепные горы, озера, пески с барханами. Паломники приезжают сюда регулярно, но говорить о массовом туристическом буме пока рано. Может быть, жители других регионов Казахстана и стран зарубежья мало знают о красотах Жамбылской области? Что ж, попробуем рассказать об истории региона и его достопримечательностях.

Городу 2000 лет
Что касается областного центра – Тараза – то он заслуживает отдельного внимания. Город считается одним из самых древних в стране. Средневековые мавзолеи, бани и памятники стали местом паломничества многих жамбылцев. Приезжают сюда и из других регионов страны и зарубежья.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз переживал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, а также множество переименований. Бывшие названия города до сих пор упоминаются нами по старой привычке. Например, здесь часто говорят о «теплом Джамбуле», «святой земле Аулие-Аты».

Впервые город в древних источниках указывается как Талас, описывают его как один из пунктов Великого Шелкового пути в долине одноименной реки. В эпоху процветания (X–XIII века) появилось нынешнее название – «Тараз» («весы», «торговый город»). В 751 году вблизи города, на реке Талас, состоялась эпохальная битва, в которой конница Аббасидского халифата разбила армию Танской империи и карлукских наёмников, преградив путь китайской экспансии на запад.

В XIII веке Тараз оказал яростное сопротивление монгольским ордам, за что был разрушен и сожжен, о чём говорят следы пожарищ, найденные при раскопках древнего городища. Тогда город переименовали в Яны (Новый), позднее — в Наманганкоче.

Как рассказал директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов, к началу XIX века остатки города, крепость и окрестная территория оказались под властью Кокандского ханства, угнетавшего казахов. В 30-е годы XIX века люди стали селиться на территории города, близ находившейся здесь могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата». Во времена его правления в XII веке Тараз процветал. В 1856 году, 160 лет назад, город официально переименован в Аулие-Ата, а на месте, где был древний мавзолей Карахана, построили новый.

По словам историка, в 1864 году город Аулие-Ата, укрепленный пункт Кокандского ханства, в ходе штурма крепости завоёван войсками русского царского правительства. В 1867 году он вошел в состав Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства и вскоре стал центром одноименного уезда.

Из сохранившихся в областном архиве записок генерал-майора Черняева и подполковника Лерхе можно представить внешний облик того города:

«Однообразный вид городских построек смягчается разведенными садами, прохладная тень которых служит отрадным убежищем для азиата во время невыносимого дневного жара… Есть виноградные лозы и яблони, урюковые и грушевые деревья. Природа богатая, климат здоровый, земля щедрая, награждающая труды землепашцев и дающая великолепный урожай. Луговые места превосходные, орошаемые чистыми горными речками и ключами со светлой водой».

Упоминают офицеры и о многочисленных торговых караванах, проходивших через город, а также о большом количестве курганов, древних захоронений. Из записок видно, как изменился климат Жамбылской области за полтора века. Зимние морозы продолжались с октября по март, город утопал в снегах, часты были снежные бураны.

Далее в записках читаем: «В четырехстах саженях от крепости (имеется в виду существовавшая тогда аулиеатинская цитадель) находится кладбище, среди которого полуразвалившийся кирпичный памятник святого отца по имени Караган… Могила этого святого человека послужила поводом названия крепости. Сюда собирались богомольцы, построили город, для безопасности возвели укрепленную цитадель».

В те времена город состоял в основном из крепости, базара и небольших поселений вокруг, застроенных в характерной для азиатских городов радиально-кольцевой системе. В современном Таразе сохранилось название одной из четырех улиц того времени – Наманганская. По архивным данным переписи 1897 года, население города насчитывало 11 722 жителя, из них казахов 589, русских, украинцев, белорусов – 1366, узбеков 8846, таджиков 379, татар 266. Имелись чугунно-литейные мастерские, кузницы, кожевенные и мыловаренные производства, бани, 8 мечетей, три караван-сарая.

Вхождение Аулие-Атинского уезда в состав России во второй половине XIX века способствовало развитию города. Появившееся железнодорожное и почтово-телеграфное сообщение соединило город Аулие-Ата с городами Центральной России и Средней Азии. Открывались школы и училища, мусульманские школы-мектебы. В 1889 году открылась первая общественная библиотека. В 1898 году появился городской парк, в послереволюционные годы названный Садом Свободы, ныне это парк культуры и отдыха им. Т. Рыскулова. В 1904 году начали работать первая Аулие-Атинская больница и аптека. В 1919 году вышел первый номер газеты «Аулие-Атинский вестник». Именно в аулиеатинский период в городе появились фонарное освещение и тротуарная плитка.

Советский писатель Дмитрий Фурманов, направлявшийся в начале 20-х годов XX века в город Верный, в своей повести «Мятеж» пишет: «В густые вечерние сумерки подъезжали к Аулие-Ата. Последние версты до окраины города, где разбросалось кладбище, изрезаны оврагами, испещрены глубокими зияющими норами: здесь любимые волчьи места. Рассказывают, будто здесь совсем недавно волчья стая бросилась ввечеру на верхового киргиза, и наутро от гнедой кобылки нашли только горсть волос, а от несчастного наездника – дырявые, старые баретки…». По нынешним временам кладбище и овраги здесь сохранились, но волков и прочих представителей фауны уже нет.

К началу XX века город значительно расширил свои границы до 9 тысяч га и вдвое увеличил народонаселение — до 24 тысяч человек. Экономический потенциал составляли 17 фабрик и заводов, два базара, шерстомойка, кожевенное и свинцово-плавильное производство, конезавод и транспортные конторы. Город имел три бани, два кладбища, восемь мечетей и две церкви.

— От эпохи Аулиеатинского периода в нашем городе сохранились некоторые здания, расположенные близ бывшего центрального базара. Там сегодня проводятся раскопки древнего городища и создается историко-культурный парк «Древний Тараз», — говорит Т. Молдакынов. – Также в городе есть здания одноэтажной застройки, сложенные из саманного кирпича, но прекрасно выдержавшие несколько серьезных землетрясений. И очень жаль, что эти уникальные сооружения, хранящие дух той эпохи, нынче кардинально переделываются владельцами, или же вообще сносятся.

В 1936 году Аулие-Ату переименовали в Мирзоян, по имени первого секретаря ЦККП(б) Казахстана Левона Мирзояна, впоследствии репрессированного и расстрелянного.

Имя народного акына Жамбыла Жабаева город получил в 1938 году. Известно, что великий старец, никогда здесь не живший, неоднозначно воспринял это известие. Ему принадлежат слова: «Прости меня, Святой город Аулие-Ата, что тебя назвали моим именем…».


Современный Тараз
История порою имеет свойство повторяться на новом витке развития. В январе 1997 года первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, находясь в областном центре Жамбылской области, объявил Указ о возвращении городу Жамбылу исторического названия Тараз.

Сегодня городу пытаются вернуть былую популярность. Для этого и создан парк «Древний Тараз». Здесь прогуливаются ежедневно горожане и гости города. Однако, раскопки еще не завершены, и пока удивлять туристов особо нечем. Но совсем скоро откроет свои двери для всех посетителей музей, где хранятся найденные артефакты. Это многочисленные византийские, тюргешские и китайские монеты, свидетельствующие о том, что город действительно был торговым центром Великого Шелкового пути. Это фрагменты древней посуды, предметов быта, женских украшений и так далее.

Помимо этого, всей республике известны мавзолеи города – Карахана, Айши биби, Бабаджи хатун, Давутбека. Наша газета уже рассказывала красивую легенду о любви, которая связывает древнего правителя города Карахана (его же называют Аулие-Ата) и красавицу Айшу.

Большой интерес представляют и бани Кали-Юнуса, которые недавно были отреставрированы. В средние века они исправно служили горожанам и сохранились до нынешних времен.

Но неожиданно появляются и новые памятники. Так, в городе получила известность самая древняя мечеть, которая стала местом массового паломничества людей.

Мечеть долгие годы находилась в полуразрушенном состоянии, пока несколько лет назад ее не реконструировали. С просьбой ее восстановления неоднократно выступали местные имамы: мечеть, которая относится учеными к IX-XI векам, была, по некоторым данным, местом богослужения Карахана. С точки зрения аксакалов, местность является пристанищем святых, и чудеса здесь вполне возможны.

Гостевая книга мечети пестрит удивительными записями, которые оставляют посетители, съезжающиеся сюда со всего Казахстана и других стран. Многие из них подчеркивают, что здесь ощущается необычная аура.

«Я вижу, что эта мечеть скоро станет местом массового паломничества людей», — написала ясновидица из Москвы Махира. «На стенах мечети я вижу суры Корана», — поделилась целительница из Семея. Потом появилась еще одна подобная запись.

Люди писали о том, что после чтения молитв в мечети исполнялись их желания и мечты! Многие говорят об избавлении от болезней, о поправившемся финансовом состоянии, установившемся согласии в семье. Имам мечети разрешает почитать книгу записей всем желающим, каждый может ознакомиться с чудесными случаями исполнения желаний. Посетителей, желающих оставить запись, стало так много, что за короткое время в мечети заведена уже третья гостевая книга…

Но, увы, сегодня сооружение закрыто по соображениям безопасности. Здание нуждается в реставрации, и вопрос финансирования решается местными властями. Аксакалы города ждут и надеются, что вскоре мечеть снова откроет двери для всех желающих.

17.03.2017
57

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...