Семейный подряд

Испокон веков проблемы пассажирских перевозок в регионе пусть и с трудом, но стабильно решались. Распределялись маршруты, закупались автобусы… Ситуация кардинально изменилась два года назад, когда фактический владелец одного из крупных автопредприятий г. Тараза Алтай Райкулов перешёл на государственную службу.

В одночасье заняв солидную должность заместителя начальника управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области, Алтай Максутович позабыл и бывших коллег, теперь пребывающих в его служебной зависимости, и шофёрскую солидарность… Даже своих наставников из соседних автопарков, в своё время учивших его уму-разуму он мог теперь грубо выставить из кабинета.

Правда, на все эти изыски и огрехи бывшего слесаря руководители автобаз, да и рядовые водители, внимания вначале не обращали. Надо было работать, закрывать кредиты, выбивать тендера…

Но, вскоре вся шофёрская братия и Тараза, и близлежащих районов прямо-таки почувствовала суровую и беспощадную руку нового зам. начальника областного управления, непосредственно курирующего пассажирские автоперевозки.

Стало очевидно, что именно с подачи Алтая Райкулова, а то и после его прямого вмешательства, после мелких придирок стали увольняться водители наработанных маршрутов, которые, в свою очередь, передавались водителям его частного автопарка «АулиеАтаТрансПасс». Дело доходило до того, что Алтай Максутович лично останавливал неугодные маршрутки, и придравшись по мелочам, составлял акты. И всё в угоду родному предприятию, где теперь директорствует его 26-летний сын – Айдын Алтай.

Можно уже смело утверждать, что не без вмешательства непосредственного куратора автотранспортных средств и движения, ТОО «АулиеАтаТрансПасс» занято на 15 таразских городских и 7 пригородных маршрутах, в которых задействованы более 300 автобусов и маршруток, из которых треть принадлежит привлечённым частным владельцам. Дело дошло до того, что автопредприятие своими силами уже не справляется с потоком тендеров, которые всеми правдами-неправдами были сюда привлечены.

Жители близлежащих к автопредприятию домов жалуются, что утренняя рань превратилась для них в кромешный ад. Ведь на небольшом пятачке и рядом расположенных улицах и переулках с шести утра располагаются почти две сотни единиц автотранспорта. И все они гудят, пыхтят, сигналят… А как медики могут проверять каждодневное состояние водителей, контролировать их отдых, если они ставят свои авто в частных подворьях и стоянках. Ведь автопарк «АулиеАтаТрансПасс» уже не в состоянии базировать имеющийся в наличии и работающий по договорам подвижной состав.

Опыт Алматы и Астаны показывает, что оптимальным для любого автопредприятия является наличие 7-8 тендерных маршрутов. Напомним, что автопарк «Райкулов и К» имеет более 20 маршрутов. Более того, неизвестно из каких побуждений на территории автопарка построен развлекательный комплекс, включающий гостиницу, бассейн, бильярдную и даже пивной бар. И это делается при явной нехватке мест для автобусов.

Зарвавшийся Алтай Райкулов, почувствовав силу власти и денег, уже игнорирует указания руководства вышестоящих акиматов. Скажем, об обновлении автопарка. В «АулиеАтаТрансПасс» половину автопарка составляют устаревшие машины, а с помпой приобретаемые автобусы используются только для участия в тендерах. Так, тендер на маршрут №50 «Тараз-Сарыкемер» был выигран предприятием исключительно за счёт наличия новой техники. Сегодня же на этом маршруте работают лишь старые автобусы да привлечённые маршрутки частников. Пройдёт тендер, где обязательным условием является наличие новых автобусов, и эта самая новая техника ставится в боксы. До следующего тендера, наверное. Правда, в последнее время городской акимат ужесточил требования к автопредприятию-монополисту, и чуть ли не силком выводит на маршруты новую технику.

Впрочем, в отделе ЖКХ и автотранспорта акимата г. Тараза особо не обольщаются. Компания Райкулова им явно не по зубам. Так, после многочисленных предупреждений и даже расторжение договора с ТОО «АулиеАтаТрансПасс» на обслуживание маршрутов №32 и №29, вскоре всё вернулось на круги своя. В шофёрской среде судачат, что в дело вмешались покровители Райкулова из высоких прокурорских кабинетов. И невдомёк этим самым «крышевателям» бизнеса Алтая Максутовича, что они оказывают его компании «медвежью услугу». Ведь без обновления автопарка предприятие совсем скоро придёт к экономическому краху. А ведь и обладателей звёздных погонов не сегодня, так завтра могут перевести, скажем, в другие регионы.

Мало заботится о своей «крыше» и сам Алтай Райкулов, и в любой момент может подвести её. Так, на одном из совещаний в отделе ЖКХ и транспорта горакимата прозвучало указание заменить однодверные автобусы на двухдверные. Все законопослушные руководители городских автопарков с пониманием отнеслись к требованию властей, и лишь ТОО г-на Райкулова его проигнорировало. И до сих пор на маршруте №29 колесят его однодверные автобусы.

Нельзя сказать, что о художествах Райкулова и Ко не знает вышестоящее начальство. Месяца полтора назад, аким области Канат Бозумбаев, к которому обратились руководители параллельных автопарков, с просьбой разобраться с антизаконными действиями госслужащего Алтая Райкулова, дал прямое указание: Райкулова освободить от занимаемой должности, а ЦДС (центральная диспетчерская служба) из ведения управления строительства и транспорта передать акимату г. Тараза.

И что думаете! Райкулов до сих пор сидит в прежнем тёплом кресле, и по прежнему рулит ЦДС, насвистывая любимое изречение: «Акимы приходят и уходят, а Райкулов никуда».

16.05.2012
996

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...