Скандал в неБлагородном семействе

О финансовых безобразиях, творящихся в одном из структурных подразделений областного управления культуры – ЦКЗ «Баласагун» (областной филармонии) наша газета писала не раз. Не будем ворошить события и факты нескольких лет давности, а остановимся на последних.

На состоявшемся в конце 2011 года заседании областного дисциплинарного Совета было сказано, что в действиях директора филармонии С.Туктибаева выявлены признаки коррупционного правонарушения.

В частности, ЦКЗ «Баласагун», будучи объектом коммунальной собственности, сдавался в аренду многочисленным фирмам, не имеющим к культуре никакого отношения. Мало того, не заключались даже договоры об аренде, хотя арендная плата взималась своевременно, и текла «чёрным» налом в чьи-то широкие карманы.

Верхом наглости можно считать и строительство прямо в здании «Баласагун» сауны и ресторана, вскоре без тени смущения переоформленных в частную собственность.

После этих обнародованных фактов увольнение в конце января непотопляемого доселе директора областной филармонии и ЦКЗ «Баласагун» Сейткасыма Туктибаева не выглядело таким уж поспешным. Видимо, чувствуя справедливость выдвинутых против него аргументов, не стал противиться судьбе, по крайней мере в открытую, и сам уволенный директор.

Но, не тут-то было! Через несколько дней почти по всем телеканалам страны пробежали сюжеты из Тараза, где два-три десятка артистов областной филармонии заявили о неприятии методов руководства начальника областного управления культуры Айнур Саденовой и массовом увольнении по собственному желанию.

Вскоре выяснилось, что половина из подавших заявления артистов решили вернуться в филармонию, кто-то решил заняться самостоятельной карьерой.

Что касается Сейткасыма Туктибаева, его перспективы не столь радужны. Его прошлой деятельностью заинтересовались в областной прокуратуре, где решили проверить деятельность вверенных ему организаций за последние пять лет.

Пока же исполняющим обязанность директора филармонии стал солист популярного трио «Тараз» Асылхан Шунуреков. Новым руководством уже разработан творческий план, по которому только в нынешнем году планируется провести 15 отчётных концертов. Заметим, что раньше проводилось в год лишь по 3 концерта.

— Бывший директор филармонии ссылался, что в области не хватает талантливых артистов. На деле же оказалось, что до 70-80 процентов артистов, выступающих в Алматы и Астане – родились и выросли на жамбылской земле.

Возможно, в процентном соотношении Айнур Саденова несколько ошиблась, ведь талантами богата вся казахская земля, но достаточно вспомнить имена наших земляков Алтынбека Коразбаева, Тунгышбая Жаманкулова, Багдат Самидиновой, Айгуль Иманбаевой, Мурата Кусаинова, Алишера Каримова, Мейрамбека Беспаева, Гаухар Каспаковой… Все они ныне блистают на казахстанской эстраде и без сомнений, по первому зову приедут в Тараз и с творческими отчётами, и по другим поводам.

На сегодня в областной филармонии трудятся около 150 артистов. Кроме представителей эстрадного жанра, оказывается, среди них есть и оперные певцы, цирковые артисты: жонглёры, акробаты, гимнасты. Правда, до сих пор о них мало кто знал. К примеру, цирковая группа из нескольких человек с неприхотливой живностью и птицами, незатейливым реквизитом, ютилась до сих пор в небольшой комнатёнке, где не то что голубям летать, людям повернуться было негде. А в это время просторные помещения сдавались в аренду за неучтённую наличку.

А сколько лет твердили и акиматовские чиновники и рядовые любители искусства и Сейткасыму Туктибаеву, и много лет занимавшему кресло начальника областного управления культуры Алибеку Амзееву, что просто стыд и срам не иметь в областном центре оркестр национальных инструментов. Ведь дело доходило до того, что на ответственные культурные мероприятия приглашали артистов из Алматы или Шымкента. Впрочем, в прошлом году самобытный многочисленный оркестр появился и в Таразе. И музыканты из числа местных нашлись, и костюмы, и инструменты. И сегодня ни одно значимое культурное мероприятие в области не обходится без участия оркестра. Кстати, музыканты оркестра дали сольные концерты в большинстве районов региона, а также в Астане на праздновании дней культуры нашей области. В репертуаре оркестра – весь золотой фонд казахской народной музыки. Кроме того, исполняются произведения и самих музыкантов, а более 20 партитур подарили оркестру именитые музыканты и композиторы.

Словом, планов у нового руководства областной филармонии громадьё. Планируется перейти к современным стандартам арт-менеджмента, и уже с началом весны создаваемый арт-караван из 10 мобильных групп артистов филармонии и театра проедет с новой концертной программой по городам и аулам области с крупномасштабной пиар-компанией.

Помимо этого, Айнур Саденова поведала журналистам, что уже ведутся переговоры с атташе по культуре посольств некоторых иностранных государств по поводу проведения в Таразе летних фестивалей с участием артистов с мировыми именами. Помимо выступлений в Алматы, зарубежные артисты будут приглашаться и в Тараз, благо от южной столицы нас отделяет не такое уж и большое расстояние. Между прочим, для подобных концертов на открытом воздухе уже закуплено необходимо оборудование.

Приятные сюрпризы ждут и любителей театра. Нынешней осенью в областном драмтеатре пройдёт республиканский фестиваль молодых режиссёров, заявки на участие в котором подали уже более десятка представителей творческой профессии со всех уголков республики. Конечно, планы все эти рациональные и вполне претворимые. Главное, наводится порядок в собственном хлеву. Так, уже говорилось, что в ЦКЗ «Баласагун» действуют, помимо областной филармонии, с десяток и других коллективов. Уже поставлена задача обеспечить всех их классами для занятий, репетиционными залами. В аренду решено сдавать помещения, которые могут остаться лишними после обустройства всех творческих коллективов. Но, в любом случае всё будет сделано согласно букве закона.

Жизнь в ЦКЗ «Баласагун» налаживается, но говорить о окончательном затухании конфликта пока не приходится. Что скрывать, немалые деньги проходили через этот культурный очаг, и нет сомнений, что большая их часть оседала в личных карманах не совсем простых людей. Общеизвестно, что прежнее руководство области благосклонно относилось к тогдашнему начальнику управления культуры Алибеку Амзееву, он в свою очередь, благоволил Сейткасыму Туктибаеву. Они же, чувствуя поддержку руководства, творили, что хотели. Газета «Тараз Times» ещё летом 2009 года разразилась статьёй «Поле чудес или как спасти культуру от г-на Амзеева». Затем в 2011 году увидели свет ещё два наших критических выступления «Амзеевщина» и «Чистая правда». После выхода статей наступало некоторое оживление, запросы прокуратуры, затем обычное затишье.

Докопаться до сути произошедшего скандала в филармонии журналистам нелегко. Конечно, сыграла роль и неопытность нынешнего начальника управления культуры Айнур Саденовой, не поднаторевшей ещё в чиновничьих коридорах, не сумевшей найти общий язык с отдельными артистами. Но, и отрицать роль прежнего руководства от культуры и филармонии в произошедшем было бы нелепо. В своё время привыкшие запускать нечистые руки в бюджетные закрома, причём безнаказанно, они до сих пор не могут смириться, что «золотой век» для них уже в прошлом, и по-прежнему стараются хоть что-то урвать, хоть по-малому. Так, сейчас выясняется, что Алибек Амзеев весь 2011 год числился режиссёром при филармонии, получая полноценную зарплату. Чем он при этом занимался, одному Аллаху известно!

Жаль, конечно, что поддавшись эмоциям, уходят из филармонии хорошие артисты. К примеру, блестящая певица Онал Азаматова. И надо понять, что нынешнее переломное время не для конфликтов, а компромиссов. Надо общими усилиями спасать и возрождать некогда богатую и талантливую на имена и дела культуру Жамбылской области.

09.02.2012
916

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...