Техосмотр авторучкой, или почему на дорогах гибнут люди

В народе не зря говорят, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». И все благие дела, предпринимаемые в обществе, должны быть направлены на спокойную и безопасную жизнь. Но, к сожаленью, в последние годы участились случаи гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий. Только в прошлом году в Жамбылской области в 849 ДТП погибли 291 человек, 1112 ранены. За последние десять лет в Казахстане смерть в автомобильных авариях нашли более 32 тысяч человек, более 160 тысяч человек получили различные травмы.

Как видим, за один год в стране при средних подсчетах погибает более трех тысяч человек, а более 17 тысяч получают травмы. Чтобы пресечь эту печальную статистику, проводится немало профилактических мероприятий. Строятся новые дороги, ужесточаются требования к сидящим за рулем. По всей строгости закона наказываются те, кто садится за руль в нетрезвом состоянии, штрафуются нарушители скоростного режима.

В соответствии с постановлением Правительства РК с 1 января 2012 года техническим осмотром автотранспорта занимаются частные центры технического осмотра. Сделано для того, чтобы провести качественный осмотр, продлевая тем самым техническую жизнь автомобиля и гарантируя безопасность, создавать новые рабочие места. Но, это начинание не обошлось без шумихи. Депутаты фракции «Ак жол» Мажилиса Парламента выступили за отмену осмотра легковых автомобилей. Мотивировали тем, что частные центры будут выполнять работу поверхностно. Конечно, забеспокоились предприниматели, вложившие для открытия подобных центров немалые средства. Почему волнуются депутаты? Нужны ли центры технического осмотра? Эти и другие вопросы мы задали председателю Ассоциации центров технического осмотра по Жамбылской области Амантаю Досмаханбетулы.

— Конечно, печально, что дорожные происшествия превращаются в повседневное событие. Дорожные полицейские винят во всем низкое качество подготовки в автошколах. Возникает резонный вопрос: как тогда курсанты, закончившие курсы водителей, смогли сдать экзамены в органах дорожной полиции и получить права? Я считаю, что происходящее на дорогах – аварии, беспорядки, нарушения ПДД, произвол водителей и т.д., кроется в безответственном отношении к своим обязанностям на протяжении 20 лет сотрудников дорожной полиции. И это обоснованный факт. В настоящее время среди 20-40-летних водителей нет понятия о том, как должна проводиться процедура прохождения технического осмотра. Они знают только, что нужно просто заплатить определенную сумму и получить талон о прохождении техосмотра, мало представляя при этом само автотранспортное средство.

А ведь 20 лет назад при Советском Союзе огромное внимание уделялось именно техническому осмотру транспортных средств. В исполнительных комитетах принимали специальные РЕШЕНИЯ, избирались члены комиссии. В состав комиссии, проводившей осмотр, входили члены исполнительного комитета, инженеры, сотрудники ГАИ и преподаватели автошкол. Водители заранее готовились к предстоящему техническому осмотру автотранспорта. Перед этим проходили обязательную медицинскую комиссию, ремонтировали машины, красили, приводили в порядок. Преподаватели автошкол проводили обязательные 36 часов «программы техминимума» по правилам и основам безопасности дорожного движения. Эти мероприятия служили профилактикой по безопасности ДТП и пропагандой правил дорожного движения. Почему бы их не включить в новый Закон РК «О дорожном движении» или постановлением Правительства вновь не вдохнуть в эти правила жизнь?

К сожалению, с обретением независимости эти важные мероприятия были забыты. И что скрывать, технический осмотр превратился лишь в видимость. Дорожная полиция не осматривая транспорт, ставила визу, лишь бы заплатили деньги. Она на протяжении 20 лет проводила технический осмотр автотранспорта только одной авторучкой. И неудивительно, что автомобили с изъяном не раз были причиной аварий. А старый транспорт, который отслужил свой срок, к тому же загрязняет окружающую среду. В этой связи передача техосмотра в конкурентную среду послужит заслоном для таких противоправных деяний.

— Дорожные полицейские считают, что увеличение штрафов уменьшит количество происшествий. Ваше мнение?

— Не вижу в этом особого смысла. После увеличения суммы штрафа, стоящие на улицах полицейские также увеличат свою «ставку». Вопрос будет только в том, чтобы заранее подготовить водителя к этой ставке или взять ту же сумму штрафа на руки. В любом случае в минусе окажутся водители. Поэтому лучшая мера – это налаживание профилактических мероприятий и устранение имеющихся неполадок в автомобилях.

— Смогут ли частные центры технического осмотра оправдать эти ожидания?

— Это не нововведение нашего государства, а международная практика. По этому поводу Министерство транспорта и коммуникаций не раз проводило совещания с руководителями ЦТО и общественных организации. В декабре 2012 года Минтранском организовал Международный форум, посвященный этой проблеме. В нем приняли участие представители данного Министерства, МВД и таких мировых общественных организаций, как ООН, ПРООН, ОБСЕ, ВОЗ, эксперты из Франции, Германии, Испании, Италии и Голландии. На этом мероприятии были обсуждены вопросы технического осмотра. Все эксперты пришли к единому выводу о необходимости проведения технического осмотра через специализированное диагностическое оборудование.

— С момента передачи технического осмотра в частные руки прошел год. Какие в этом направлении наблюдаются преимущества и сдвиги?

— Эту проблему не зря передали в конкурентную среду. Построить центр технического осмотра — непросто. Стоимость одной только линии оборудования равняется 7-8 миллионам тенге. А надзорные органы, если нет двух линий, не выдают лицензию. А стоимость второй линии достигает 10-15 миллионов. Да еще надо построить помещение, соответствующее требованиям Минтранскома. Конечно, здесь недостаточно сил только одного предпринимателя. Поэтому многие оформили кредиты в банках. На сегодняшний день в нашей стране зарегистрированы более 650 подобных центров.

Если принять в расчет упрощенную статистику, что если в год каждый из 650 центров не пропустит через технический осмотр хотя бы по 2 машины, не соответствующих нормам, или не прошедшие осмотр автомобили будут отремонтированы, то вероятное число ДТП сможем сократить на 1300. За этими скупыми цифрами стоят человеческие жизни. А если во время осмотра, с водителями будут проводиться профилактические уроки по Правилам и основам безопасности дорожного движения (техминимум), то многие водители в последующем избегут ДТП.

Частные центры технического осмотра прилагают все усилия, чтобы соответствовать озвученным требованиям. Современное оборудование в центрах помогает выявить неисправности в автотранспорте. Если есть какой-то дефект, машина не проходит осмотр. Во время осмотра у каждого автомобиля проверяются тормозная система, рулевое управление, внешние осветительные приборы, ходовая часть, состав выхлопных газов, крепежные и другие устройства, ремни безопасности, спидометр, аптечка, огнетушитель и т.д.

Кроме того, от частных предпринимателей, открывших центры, надзорные органы требуют высоту помещения не менее 4 метров, а длину не менее 16. Осмотр снимается на видеокамеру и заносится в специальную диагностическую карту. Так, Министерством транспорта и коммуникации планируется, чтобы проводимые работы в регионах можно было бы контролировать в онлайн-режиме в Астане.

Цель образования центра технического осмотра – определение старой техники и ее утилизация. И будет замечательно, если Правительство примет программу, по которой хозяин утилизованного автомобиля смог бы на льготной основе купить отечественный автомобиль.

— Как думаете, водители, проводившие ремонт автотранспорта на СТО, увереннее чувствуют себя за рулем?

— Конечно нет! В настоящее время на СТО работают в основном самоучки, а все запасные части китайского производства. При этом ни одна СТО не прошла аккредитацию и не имеет сертификата на запчасти, соответственно гарантии по ремонту автомашины никакой нет. В будущем, нам необходимы квалифицированные специалисты и аккредитованные СТО с лицензиями и сертификатами на оборудование и запасные части.

Положительные моменты технического осмотра через диагностические оборудования оценили и простые граждане. В последнее время хорошей традицией бывалых водителей стали заезды в центр, чтобы проверить технику перед длительной поездкой. Но, такое нужное начинание срывают высказывания депутатов партии «Ак жол». Как можно понять, что специалисты, участвовавшие в вышеназванном международном форуме поддерживают идею, а депутаты «Ак жол», дилетанты в данной области, против? Непонятна и позиция руководства Комитета ДП МВД о необходимости отмены технического осмотра для легковых автомобилей. Интересно, куда смотрели депутаты, когда в течение 20 лет дорожная полиция взмахом пера за мзду решала техосмотр. Они молчали, когда действительно надо было говорить, а теперь, когда практически налажен процесс и открыты центры, своими высказываниями поражают миллионы участников дорожного движения.

— Наверное, это идет вразрез с профилактикой ДТП?

— Чтобы бороться с этим, надо взять на вооружение передовой зарубежный опыт. К примеру, во многих развитых странах Европы и Америки для молодых водителей существуют специальные поправки в правилах. Когда во Франции и Голландии молодой человек садится за руль, до 500 часов возле него должны находиться родители или опекуны. Там же водителям без опыта не разрешается водить автомобили объёмом более 2 кубов. И только со второго года вождения разрешено иметь машину объемом до 3 кубов. А у нас молодой водитель, едва получивший удостоверение, без опыта садится за руль машины в 3-5 кубов и кто даст гарантию, что он завтра не станет участником ДТП? А ведь такие меры напрямую способствуют усилению безопасности. В бытность Советского Союза для новичков тоже были свои ограничения до 2-х лет: нельзя было превышать скорость 70 км в час, и ездить за рулем с 12 ночи до 6 часов утра. Также постоянно проводилась 2-х часовая лекция по правилам и основам безопасности дорожного движения с нарушителями ПДД.

Каждый водитель сначала должен пройти долгий период привыкания и набирать опыта. Если бы каждый из начинающих водителей перед выездом на трассу республиканского или городского значения ознакомился с дорожными знаками, сигналами светофора, обучался на построенных автодромах площадью 10-15 гектаров, аварий было бы гораздо меньше. Поэтому, необходимо в каждом городе построить современные, оснащенные всей инфраструктурой автодромы.

— С 2005 года дорожная полиция ввела новый вид водительских удостоверений, на которых в специальном чипе указывается группа крови водителя. Как думаете, такая мера действенна в помощи лицам, пострадавшим во время аварии?

— Я бы предложил Правительству вводить данные о группе крови и на удостоверении личности т.к. там тоже имеются чипы. Ведь для определения группы крови пострадавшего уходит очень много времени. Но, к сожалению, господа депутаты не думают о том, что пора оснастить специальными переносными терминалами для считывания показаний чипов сотрудников МВД, МЧС и Минздрава (врачей скорой медицинской помощи). Но при наличии чипов, до сих пор нет устройства, считывающего данные с них. Для чего тогда вводятся эти самые чипы с указанием группы крови?

И конечно, не нужно забывать об основном. Отрадно, что в нашей стране наконец-то открылись частные центры технического осмотра. И необходимо создать рабочую группу с квалифицированными специалистами с привлечением общественных организации и на правительственном уровне принять комплексные и конструктивные меры по снижению количества ДТП и пострадавших. Когда в мирное время страна ежегодно только на дорогах теряет более 3 тыс. человек и более 16 тыс. получают тяжелые увечья, вопрос безопасности на дороге должен стоять на первом месте.

26.03.2013
559

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...