Техосмотр без досмотра

По данным Комитета по правовой статистике и социальным учетам Генеральной прокуратуры РК, количество ДТП в стране в 2013 году увеличилось на 64,9%. В прошлом году по республике было зарегистрировано 23 359 ДТП, против 14 168 в предыдущем. Как ни печально, среди лидеров в разрезе каждого региона фигурирует и Жамбылская область, где было зарегистрировано 1627 ДТП.

Не лучше обстоят дела и в году нынешнем. Как сообщили представители Комитета административной полиции МВД РК, только за два месяца 2014 года на дорогах республики зарегистрировано порядка 2,5 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 244 человека и еще свыше 3 тысяч получили ранения. Отмечается, что количество ДТП выросло на 21,2 %. Как обычно, свою весомую лепту в эту статистику внес и наш регион.

Конечно, складывающаяся обстановка с аварийностью, зависит в первую очередь, от состояния дисциплины водителей и пешеходов. Но, немало присутствует и сопутствующих факторов, которые в состоянии подправить действующие власти.

Остановимся, к примеру, на такой обязательной процедуре для водителей, как техосмотр.

Три года назад, бесспорно, руководствуясь благими намерениями, Правительство Казахстана приняло постановление о «Правилах организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним». Постановление разрабатывалось в соответствии со статьей 6 Закона « О безопасности дорожного движения» Причем, право проводить техосмотры передавалось частным центрам технического обслуживания, уполномоченными органами становились территориальные структуры Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникации.

Нет резона пересказывать содержание важного правительственного постановления на десятке листов с почти сотней пунктов и подпунктов. Главное, согласно ему, основными задачами проведения техосмотра являются: оценка соответствия техсостояния транспорта, предупреждение ДТП, обеспечение безопасности эксплуатации транспортных средств, статистический анализ по техническому состоянию транспорта…

Техосмотр новых автомашин предусматривалось проводить раз в три года, для других по мере износа устанавливалась периодичность в два года, один год. И что немаловажно, для автобусов, микроавтобусов, такси, а также грузовых машин, оборудованных для перевозки людей, техосмотр обязателен каждые полгода. Центры, обеспечивающие техосмотры, должны иметь определенные помещения, оборудование, персонал даже руководителей.

Если в двух словах, сам процесс осмотра, укладывающийся в 15-20 минут, имеет три небольших этапа. Во-первых, необходимо проверить наличие аптечки, огнетушителя, ремней безопасности, поворотников, аварийного знака и т.д.

Затем идет документационную часть, подтверждающая наличие техосмотра, уплаты налога на транспорт.

В конце непосредственно и проверяется состояние автотранспорта – газоанализатора, люфт руля, сила светофар, тормозов, электропроводов, аккумуляторов, осей, колес, шин, подвески, выхлопных труб, глушителей, трансмиссии, спидометра…

Словом, каждая техническая деталь любой автомашины подлежит строжайшей проверке. Причем, весь процесс снимается на видеокамеру, а центры обязаны иметь обязательное оборудовании: роликовый тормозной стенд, люфт-детектор, газоанализатор, стенд проверки подвески, прибор проверки света фар.

Безусловно, задумка полезная. Скажем, оторвался лонжерон или тормоза не в порядке, механики тут же подсобят, помогут привести техузлы в порядок.

Но, все это оказалось лишь заоблачной теорией, а на самом деле все выглядит гораздо прозаичней.

На сегодня в Таразе зарегистрировано около 100 тысяч автосредств, имеются около 30 центров техосмотра. И в большинстве своем, особенно транспорт, занятый на перевозке людей, фактически бесконтролен. Понаблюдав за работой большинства центров, можно увидеть знакомую до боли картину. Водитель протягивает специалисту центра техпаспорт, тот фотографирует номер авто на мыльницу, заполняются какие-то бумаги, уплачиваются в кассу требуемые деньги, и авто, дав по газам, исчезает. Бывают случаи, когда добросовестные работники уважающих закон и правила центров, действительно хотят проверить состояние автомашины, но наталкиваются на недоуменный взор хозяина авто, которому этот процесс вовсе не нужен. Он прямо заявляет, что на соседней улице безо всякой бюрократии ему за пять минут выдадут требуемую справку.

Не хочется огульно охаивать все центры техосмотра, но практика показала, что лишь в 5-6 таразских центров из 30, к работе своей относятся с уважением. Но, еще раз повторюсь, что именно эти центры популярностью у автовладельцев не пользуются.

А как проводят техосмотры автобусные парки, имеющие по сотне и более единиц транспорта. Здесь умельцы вообще открыли бессмертный ноу-хау. Зачем тратить бензин на поездку! Загоняют автобус в центр, а затем только успевают после фотосъемки ежеминутно менять номера. И так, за 2-3 часа оформляют техосмотр всего парка методом фотошопа.

Парадоксально, но сегодня практически все таразские, да и не только, автомашины имеют талоны о прохождении техосмотра. Пусть даже машина еле тащится, трясется, рассыпается, но талон у водителя имеется, и придраться к нему невозможно.

Уже говорилось, что уполномоченным органам по проведению техосмотров является транспортная инспекция. Не хочется валить тень на плетень, но создается впечатление, что у работников транспортной инспекции имеется какая-то договоренность с центрами техосмотра, возможно, и материального характера. Иначе, почему инспекторы даже носа в центры не кажут. Взять обязательное требование к техперсоналу. Там обязательно должны работать механики, слесари или другой рабочий люд с соответствующей квалификацией. И загляните в любой центр техосмотра и увидите, что в подавляющем большинстве там сидят юные девушки, которым разве что веник и совок по плечу. При желании через один транспортный контроль мог бы позакрывать все таразские центры. Ведь в большинстве нет даже элементарных ям, не говоря уже о контрольно-диагностическом оборудовании. Да не доходят руки у руководства Жамбылского филиала Комитета транспортного контроля до этих мелочей.
Беззубо ведет в данной ситуации и департамент налогового контроля. Не секрет, что мало кто из владельцев платит вроде бы обязательный налог на транспорт. То ли мелочью считают налоговики этот платеж, то ли в связи новыми веяниями не хотят притеснять малый бизнес.

Уже доходит до парадоксов. Скажем, имеет желание автовладелец действительно проверить состояние своего железного коня. Так, он всеми правдами и не правдами через третьих лиц должен узнать адреса немногочисленных центров, где ему сделают нормальную диагностику.

Практически закрыло глаза на творящиеся безобразия и управление административной полиции, где рядом окопавшиеся бойкие женщины открыто за деньги приносят желающим любой талон.

Тем временем, телеэфир сотрясают постоянные сводки о жутких авариях из Жамбылской области.

(продолжение следует)

03.04.2014
433

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...