Трын-трава проекта века

Немало противоречий выявляется в ходе строительства международной автотрассы Западная Европа – Западный Китай. Бесспорно, после окончания работ тысячи и тысячи автомобилистов будут благодарны строителям за невиданный доселе в наших краях реактивный автобан. Правда, есть сомнения, что в их числе будут и большинство жителей Шуского района. Ведь здесь попираются их законные права.

Особенно страдают от действий подрядчиков жители Аксуского сельского округа. Работы на 28-и километровом участке, проходящем по территории округа, ведёт корейская компания «KCC Engineering & Construction Co. Ltd» (далее KCC). И всё было бы хорошо, но и справа, и слева от строящейся трассы расположены жилые дома сельчан, крестьянские хозяйства. И с некоторых пор корейская компания взяла за правило самовольно использовать крестьянские земли и брать там землю под грунт. Во что превращаются эти плодородные земли после соприкосновения с могучей безжалостной техникой, представить несложно. Если в двух словах, они становятся непригодными для дальнейшего использования, лишь сорняки да трын-трава там хозяйничают.

После нескольких подобных случаев районный акимат письмами завалили собственники земель. Все жаловались на беспредел иностранной компании. Выяснилось, что только вдоль полосы казахстанско-кыргызской государственной границы выбран грунт на 1000-метровом участке шириной полтора метра и глубиной 2,5 метра. В свою очередь, руководство KCC ссылается на договорённость с командованием в/ч №2038 республиканской погранслужбы, которая и охраняет этот рубеж.

Да, KCC просила районного акима согласовать вопрос с пограничниками о предоставлении находящегося на их балансе участка для осуществления строительных работ по выемке водного канала, предназначенного для предотвращения ввоза наркотиков и прочей контрабанды. Весь грунт из канала длиной 7,5 км и шириной почти 20 метров должен был пойти на строительство. При этом руководство и компании, и войсковой части прекрасно знают, что договор составлен с грубейшими отклонениями, а данный участок земли принадлежит крестьянам.

Через некоторое время за подписью акима района И.Тортаева уходят письма директору Пограничной службы КНБ РК Н.Мырзалиеву, начальнику Шу-Таласского департамента экологии О.Аккозиеву, начальнику Жамбылской региональной земельной инспекции С.Тапееву. Признав аргументы районных властей весомыми, земельные инспекторы налагают на компанию KCC миллионный штраф, а специалисты департамента экологии занялись проверкой изложенных фактов. Но, что для иностранной компании с миллиардными оборотами, тенговый штраф в миллион-другой. Заплатили, и так же продолжают корежить землю, губить природу.

После разноса в высоких кабинетах, судя по всему, и в райакимате поняли, что KCC им не по зубам, и похоже, смирились с происходящим. Но, кто ответит за загубленную землю и природу, остаётся открытым. И вряд ли, после завершения работ иностранная компания будет исправлять немалые допущенные издержки.

Конечно, грандиозная стройка века, проходящая по Жамбылской области – дело благое, но в немалой степени страдает-то от неё простой сельский люд. Большинство сельских, некогда асфальтированных дорог, уже разбиты в пух и прах многочисленными КаМАЗами и другой тяжёлой техникой той же KCC, или скажем, Алматинского мостостроительного комбината. Дело дошло до того, что возмущённые жители аулов Аксу и Кок-Кайнар готовились перекрыть проезд через населённые пункты, но к счастью, дело до этого не дошло. А нарушители их спокойствия по обычному отделываются сомнительными обещаниями.

Кипят страсти и вокруг незаконной добычи песка и суглинка на карьерах региона. Причём мнения чиновников в этой ситуации кардинально противоположны. Так, Шу-Таласским департаментом экологии за незаконные методы разработки недр строительным фирмам выносятся крупные штрафы, самый крупный из которых превысил миллиард тенге.

Но, на защиту нарушителей неожиданно встал один из функционеров республиканского аппарата НДП «Нур Отан». Так, на недавнем совещании в Таразе заместитель председателя комитета партийного контроля Н.Баймурзаев буквально заявил:

— Если прибыль строителей будет уходить на всевозможные штрафы, то кто здесь будет работать?

Тем временем, стало известно, что в Шу-Таласский департамент экологии поступило множество заявок из 37 карьеров на вывоз песка, гравия, суглинка. И ни одной заявки на рекультивацию использованной земли. Грубо говоря, все использованные карьеры в недалёком будущем будут брошены на произвол судьбы. Прецедент уже есть, в Жуалынском районе зияют пустотой сразу три вчистую использованных карьера. А ведь согласно законодательства, разработка карьеров по окончанию работ обязательно включает рекультивацию земель и другие восстановительные работы. Но, об этом при прямом попустительстве и местных, и астанинских чиновников богатые подрядчики даже не задумываются.

Можно сказать, что стройка века воздвигается успешно. Уже в 2012 году в регионе планируется сдать в эксплуатацию 185 километров дорог, освоить 41 миллиард тенге. Но, и какой ценой строится дорога, многим чиновникам стоит задуматься.

06.06.2012
648

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...