Зигзаги дорожной безопасности - 2

Одно из последних совещаний в акимате области было посвящено обеспечению безопасности на дорогах. Руководству ДВД поручено в кратчайшие сроки принять необходимые меры по снижению смертности на дорогах области. Суровая статистика свидетельствует, что в течение 1-го квартала 2014 года зарегистрировано 61 ДТП, в которых погибли 25 человек, ещё 123 получили ранения.

О проблемах безопасности движения в регионе, г. Таразе, факторах, влияющих на их рост или спад, деятельности частных таксистов, работе дорожных полицейских и других насущных вопросах мы продолжаем беседу с председателем Жамбылского областного совета Союза водителей Казахстана Амантаем Досмахамбетулы.

— Согласен, что немало лет в автохозяйствах царили хаос и анархия. Но, что мешало нормально готовить начинающих водителей в автошколах, курсах тогда ещё действующих ДОСААФ?

— Добавлю, что водительские права могли получить и выпускники средних школ, но это было редкостью. Наверное, многие из сидящих за рулём автомобилистов застали ещё те благословенные времена. На автобазах инженеры, механики и прочий техперсонал были в авторитете. За более-менее серьёзную провинность водителей переводили в слесари. В свою очередь, автокомбинаты были тесно связаны с автошколами, чьи воспитанники проходили на предприятиях серьёзную практику. Раз в год проводились курсы по техминимуму. Поверьте, порядок в автошколах был.

Сегодня требования к автошколам вроде ужесточены, но ведь водительские права выдают не там, а в дорожной полиции, там же и принимают экзамены. Если раньше большинство стремилось получить права с конкретной целью – водить машину, то сейчас несколько иначе. Учатся все, кому не лень, лишь бы получить права. Из всех учащихся автошколы машины имеются лишь у 7 из 25. Спрашиваю: «Зачем вам права? В ответ: «Потом, может, купим». Но, если даже через год-два эти люди и купят машину, многое ведь изменится, и главное у них не будет навыков вождения, имевшиеся они непременно растеряют, но ни в коем случае не придут переучиваться. А начинающему водителю нужна постоянная практика. Тоненькую брошюрку Правил дорожного движения можно вызубрить за 2-3 дня, но что это даст без стажировки.

— Наверное, не только отсутствие навыков приводит к росту аварийности. Ведь прежде всего, выросло значительно количество автотранспорта.

— Рост аварийности зависит не от числа автомашин на дорогах. Так, в 1985 году в Джамбуле на учёте стояло около 38 тысяч мотоциклов, почти в каждом доме были «Восходы», «Уралы». Понятно, с двумя и тремя колёсами они были более уязвимы на дорогах, но никакого всплеска аварийности не наблюдалось.

Прежде всего, надо ужесточить требования к автохозяйствам, которые сплошь и рядом стали частными. Ведь там никаких мероприятий с водителями не проводят, только увольняют. Нужны постоянные профилактические мероприятия, при дорожной полиции необходимо создать классы для проштрафовавшихся водителей, где они послушают лекции, узнают много чего полезного. А так они лишь тупо платят штрафы, порой не зная, конкретно за что.

Что касается нынешних автошкол, надо значительно сокращать количество часов, отведённых на изучение технического устройства автотехники. Сейчас это практически ничего не даёт. Для примера, многие первоклассные программисты разве знают внутреннее устройство компьютера? Этим заняты другие специалисты, то же самое и с автомашинами. Начинающих нужно обучать вождению и ПДД.

Хватает и других вопросов, причём, вполне решаемых. Взять подземный переход на Сатпаева, напротив корпуса пединститута. Загажен донельзя, а ведь можно его благоустроить, поставить бутики, тогда и будут студенты ходить через него, а не прыгать под машины. Вообще они люди беззаботные, идут с соткой в одной рук, мороженое в другой, переходя дорогу, по сторонам не смотрят. Подобную ситуацию часто можно наблюдать по ул. Койгельды, где расположены ЖГТУ, налоговое управление. Там на небольшом отрезке дороги аж три пешеходных перехода, но внезапные торможения машин создают опасность пешеходам, пробки, экологии вредят. На подобных густонаселённых участках гораздо удобнее строить надземные переходы, современная технология позволяет.

— Вернёмся опять к нововведениям Административного Кодекса, касающихся интересов автолюбителей. Какие моменты, на ваш взгляд, противоречат существующим нормам и правилам?

— Неверно, на мой взгляд, запретили примирение сторон. По своему опыту знаю, ни в одной аварии не бывает злых намерений и умысла, просто два водителя выезжают из пунктов А и Б, и на каком-то участке по злой воле случая становятся участниками столкновения. Раньше ведь шоферов, совершивших наезды, даже на зону не посылали, только на вольное поселение. Может, примирение запретили из-за участившихся автоскандалов с участием представителей так называемой «золотой молодёжи», но это не выход из положения.

Также считаю, что следует отменить доверенности на вождение. Но, их утвердили. В цивилизованных странах уже нет подобных доверенностей, везде видеонаблюдение, единая база данных.

— Известно также, что вы вносили немало предложений по проекту закона РК «О дорожном движении». Поясните конкретно?

— Не буду лишний раз напоминать, что число ДТП и правонарушений со стороны водителей в целом по республике остаётся тревожным. Только из-за аварий на дорогах ежегодно погибает более 3 тысяч казахстанцев, 50 тысяч получают различные увечья. И ни очередная замена техпаспортов, ни шумиха с «блатными» номерами и т.п. не дадут ничего положительного, без поправок в проекте Закона требований, касающихся непосредственно участников дорожного движения.

Если конкретно, то мною предлагалось:
а) внести ограничения для начинающих водителей (со стажем до 2-х лет)
— скорость не более 80-90 км/час;
— запрет на вождение в ночное время суток;
— управление автомобилями с объёмом двигателя не более 2-х кубов — первый год вождения, 3-х кубов – со второго года вождения.

б) своевременно определять группу крови у пострадавших при ДТП, для этого сотрудников МВД, МЧС, Минздрава обеспечить переносными терминалами по считыванию данных о группе крови с водительского удостоверения;

в) создать условия для получения практических навыков для новичков, то есть в каждом городе организовать коммунальные автодромы с применением всех атрибутов дорожного движения (разметок, дорожных знаков, светофоров и т.д.);

г) усилить профилактические меры по снижению ДТП, то есть практиковать лекции, беседы, так как в гонке по ужесточению наказания водителей-нарушителей, старые добрые мероприятия подзабыты;

д) снять ответственность с ЦТО за ДТП, случившееся по причине технических неисправностей, не выявленных при техосмотре. Ведь такую гарантию не даёт даже завод-изготовитель, и как может нести ответственность ЦТО, когда прошли все сроки, и тем более, при эксплуатации на наших дорогах-ухабах;

е) пересмотреть требования, подтверждающие наличие материально-технической базы на праве частной собственности, то есть закон требует, чтобы основные средства (здания и т.п.) были в частной собственности, но я никак не могу понять, как это может положительно отразиться на безопасности дорожного движения;

ж) привести в порядок деятельность частного извоза, ведь в настоящее время частные таксисты становятся бесконтрольными.

— Можно остановиться на этом пункте более подробно, ведь эту профессию осваивают уже тысячи людей, повсеместно образующие стихийные «пятаки»?

— Деятельность частных такси в г. Тараз требует упорядочения. Частников можно видеть на всех оживлённых улицах и перекрёстках, вблизи остановок, где они организуют так называемые «пятаки». И ставят они машины не в «карманах», как положено, а занимают целую полосу движения, создавая помехи остальным участникам дорожного движения, нередко стихийные ситуации.

Надо признать, что в нашем регионе деятельность частных извозчиков носит неорганизованный хаотичный характер. По сведениям дорожной полиции, в 2010 году только в областном центре прошли техосмотр в режиме такси, причём ежеквартально, более 2500 автолюбителей, правда, никаких поступлений в бюджет с их стороны так и не наблюдалось. А в 2013 году подобный техосмотр прошли… 30 автомашин.

Сейчас услуги жителям и гостям Тараза предоставляют 5-6 компаний, где действуют около 100 единиц, оборудованных рациями. Применение специального налогового режима по выдаче разового талона к их деятельности неприемлемо, так как в основном идёт работа на постоянной основе. А помимо этих 100 более-менее цивильных машин, самостоятельно действуют тысячи. А ведь именно водители такси должны быть примером дисциплинированности на дорогах, и производить позитивное впечатление на гостей нашего древнего города. И если у местной исполнительной власти нет возможности с юридической точки зрения запретить деятельность частников, то надо её узаконить, упорядочить. Ведь деятельность таксистов регулируется Законами РК «Об автомобильном транспорте» и «О безопасности дорожного движения» и ПДД.

Согласно Законам и правилам:
— водительский стаж должен составлять не менее 3-х лет;
— таксисты обязаны проходить своевременный техосмотр (раз в год) дорожного движения (техминимум) и обязательный медосмотр;
— машина должна быть оборудована таксометром, рацией;
— такси оборудуется опознавательным знаком, расположенным на крыше, и хорошо различимым с расстояния до 500 метров.

Можно продолжить, что в салоне в поле зрения пассажиров должна быть визитная карточка водителя с фотографией. Кроме того, запрещается использование автомашин, имеющих менее 4-х дверей, а также с правосторонним рулём.

И теперь скажите, всегда ли у нас соблюдаются все эти правила.

По международным критериям показателями цивилизованности страны и города, кроме аэропорта, вокзала, гостиницы, являются и услуги таксопарка, по которым гости получают первые впечатления. Конечно, до мирового уровня сервиса нам ещё далековато, но общеизвестно, что в ближайшие десятилетия Казахстан должен войти в число 30 наиболее развитых стран мира. Немало внимания уделяется Главой государства и развитию туристического кластера, где наш древний Тараз должен стать одним из флагманов.

Во взаимодействии решение всех перечисленных факторов, должно способствовать более безопасной обстановке на наших дорогах и дальнейшему процветанию и нашего региона, и нашего государства.

P.S. К сведению водителей г. Тараз. Если вы заметите дорожные знаки или разметки в неположенных местах, нарушения сотрудников дорожной полиции, просим присылать фото и другие подтверждающие документы в нашу редакцию, они обязательно будут опубликованы.

22.05.2014
475

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...