Зигзаги дорожной безопасности

Одно из последних совещаний в акимате области было посвящено обеспечению безопасности на дорогах. Руководству ДВД поручено в кратчайшие сроки принять необходимые меры по снижению смертности на дорогах области. Суровая статистика свидетельствует, что в течение 1-го квартала 2014 года зарегистрировано 61 ДТП, в которых погибли 25 человек, ещё 123 получили ранения.

О проблемах безопасности движения в регионе, г. Таразе, факторах, влияющих на их рост или спад, деятельности частных таксистов, работе дорожных полицейских и других насущных вопросах наша беседа с председателем Жамбылского областного совета Союза водителей Казахстана Амантаем Досмахамбетулы.

— На безопасность дорожного движения, обстановку на дорогах влияет очень много сопутствующих факторов. Нельзя обойти вниманием и недавнюю реорганизацию службы дорожной полиции. На ваш взгляд, актуально ли было это решение, и что оно даёт положительного?

— Передача функций дорожной полиции в Комитет административной полиции произошла в прошлом году, и этот факт стоит приветствовать. Во всём цивилизованном мире, ни в Европе, ни в Америке, за исключением стран СНГ, нет служб, подобных ГАИ, ГИБДД… Предпочтение отдаётся спецмашинам, оборудованным бортовыми компьютерами, где имеются все исчерпывающие данные о машинах, угонах, бандитах, ограблениях, штрафах. Недавно друзья проезжали на машинах страны Кавказа. В Азербайджане дорожная полиция свирепствует, поборы, взятки. В Грузии тишина, за 15 минут оформят как положено все необходимые документы. Вспоминаю 2001 год, приехали в Германию. В аэропорту встретил старый друг, повёз домой. По дороге кто-то из прибывших из Казахстана в горячке сильно высунул руку из окошка. Останавливает полиция, а водитель права забыл дома. Думаем, всё, отправят на штрафстоянку. Ничего подобного, проверили тут же по компьютеру, видят, что дисциплинированный водитель, штрафов нет, долгов нет. Лишь козырнули, сделав внушение, и всё.

— Наша же беда, вернее, полицейских, пожалуй в пресловутом менталитете. Взяв в руки жезлы, большинство ринулись на дороги тормозить водителей. Но, думаю, через 3-4 года это пройдёт, и всё встанет на свои места.

— Чувствуются ваши симпатии к дорожным полицейским. А какие огрехи в их работе, скажем в Таразе, можно увидеть, на ваш взгляд, даже невооружённым взором?

— Нельзя все недостатки сваливать только на дорожную полицию. Она ведь работает в тесном контакте с исполнительной властью. Вместе они и должны создавать благоприятные условия для участников дорожного движения. А что получается на самом деле? Возьмём так называемые «умные» перекрёстки, о которых трубила вся печать, скажем в районе горбольницы. Почему они начали действовать зимой, когда под снегом линии не видно? Почему знак «стоп» установили где-то в стороне, откуда его даже не видно? И лишь после шума и скандала, через три месяца знак переносят наверх. И не случайно, у многих создаётся впечатление, что все эти необдуманные действия намеренны, и направлены на сбор штрафов и нервирование водителей. Когда на перекрёстках или улицах происходят какие-либо изменения, необходимо заранее информировать население через местные СМИ.

— Областной центр растёт, на улицах уже пробки и заторы, сродни алматинским. Неужели нельзя заранее предотвратить надвигающуюся проблему?

— Извечная проблема загруженности улиц автомобильным транспортом доходит и до нашего уютного города. Конечно, это проблема многих крупных городов, но ведь наш Тараз не относится к числу ярко выраженных мегаполисов с многомилионным населением, и она вполне решаема. Приведу лишь несколько примеров. Пробки в основном образовываются на перекрёстках и улицах с интенсивным движением. Взять узкую улицу Айтиева, упирающуюся в гостиницу «Жамбыл». Хотели наладить на небольшом отрезке что вдоль областной больницы «реверсивное» движение, но оно противоречит правилам. Остаётся перенести в сторону арычные коммуникации и расширить улицу, тем более, арыки на этой улице недействующие. Если её расширить ещё на одну полосу, то на средней уже можно организовать «реверсивное движение». Ведь следующая улица – Желтоксан, перекрыта, в связи с чем происходит перегруженность на улицах Абая, Айтиева и Койгельды. Тем более, последняя односторонняя.

Улица Желтоксан до 1975 года она была сквозной в районе областного ДВД. Но, как рассказывают, кабинет начальника выходил окнами на оживлённую улицу, что мешало генералу. Но, сейчас-то кабинеты руководства перемещены во двор, и никакой шум им не мешает. Потом отрезок улицы застроили фонтанами, уклали мраморными плитами, установили памятник Халық Қаһарманы Газизу Байтасову, национальной валюте-тенге. И пусть меня поймут правильно близкие и родные народного героя, ведь рядом практически пустует целый парк. И памятники, и фонтаны было бы благоразумно перенести на 50-100 метров в сторону парка.

Загружен и мост через Комсомольское озеро. А параллельно проходящие улицы Айтеке би и Казыбек би заканчиваются на проспекте Жамбыла. Архитекторам уже сейчас надо вносить в генплан проекты по дальнейшей пробивке этих улиц в микрорайоны, не давать разрешения на строительство на этих участках, если уже построили, сносить. Ничего страшного, в Алматы на улице Масанчи разобрали 5-этажное здание, мешавшее дальнейшей пробивке, и участок сделали сквозным.

— Оказывается, не так уж вы и симпатизируете органам дорожной полиции. Что ещё можно добавить, какие привести примеры?

— В организации безопасности дорожного движения задействованы многие органы, но уполномоченным лицом является дорожная, теперь административная полиция. Но, к её деятельности по-прежнему нареканий немало. Вернёмся к элементарному – знакам. Угол улиц Толе би и Сыпатай батыра, напротив кожкомбината уже становится проблемным. Сотни машин едут на базар Ауыл береке, напротив строится большой торговый комплекс. На перекрёстке уже суета и неразбериха, а как повернёт машина с Толе би влево, всегда стоят полицейские с жезлами. А там только надо установить на видном месте информационные знаки, регулирующие движение.

— Или взять здание филиала Народного банка по ул. Толе би, что рядом с редакцией газеты «Новый регион». Туда постоянно ездят немощные пенсионеры, инвалиды, а машину останавливать нельзя. Стоят аж два запрещающих знака. И разве так трудно предусмотреть напротив места для парковки.

А новая арка при въезде в город со стороны Алматы. Согласно ПДД водитель едет на этом участке со скоростью 110 км/ч. Но, их останавливают полицейские, требующие ограничения скорости. Но арка-то сама по себе не дорожный знак. И неужели там нельзя установить знак на белом фоне «населённый пункт Тараз», а не штрафовать гостей города. Мы этим ущемляем статус города Тараз. Это опять-таки говорит о незнании правил дорожного движения сотрудниками полиции или это происходит сознательно и умышленно для поборов. Ведь подобные знаки стоят и у Акшолака, и у Малдыбая, и у других мелких населённых пунктов.

— Не так давно в Административный комплекс внесены изменения по значительному увеличению штрафов за отдельные нарушения безопасности ПДД. Дадут ли эти меры, по вашему мнению, скорый положительный эффект?

Штрафы увеличены в два-три раза, и на первый взгляд, меры приняты правильно. Причём, за образец взяты высокоразвитые европейские страны. Есть санкции доходящие до 800 тысяч тенге. Но, в России, к примеру, самый крупные штраф не превышает 3 тысяч рублей. А вот самый свежий пример. После присоединения Крыма к стране, там все приводится в соответствие с российским законодательством. Но, дорожные штрафы в Крыму россияне решили оставить на прежнем, значительно ниже, уровне. Законодатели понимают, что суммы штрафов должны исходить от уровня жизни населения, его доходов.

Поверьте, никогда казахстанский водитель с зарплатой 50-60 тысяч тенге, не заплатит вдвое превышающий штраф, он лучше договорится по-хорошему с инспектором. И если раньше нарушения в среднем обходились проштрафовавшимся водителям в одну-две тысячи тенге, то теперь выросли в несколько раз, и это подтвердит любой владелец автомобиля. А мы всё разглагольствуем о росте коррупции, когда сами создаём почву для её процветания. Возьмём такой случай. Согласно новым правилам, выход водителя из машины после остановки полицейскими грозит штрафом в 5 МРП. Инспектор сам должен подойти к машине. Но, как происходит на самом деле. Тормозят, скажем, подряд несколько машин, и каждый водитель должен ждать неизвестно сколько времени. Иногда счёт идёт на 10-15 минут, а ведь многие спешат на работу, деловую встречу. И попробуй уедь без разрешения, переквалифицируют в неповиновение с более серьёзными последствиями. И нетрудно ведь определить время, скажем три, или пять минут, которые можно ждать, а потом уезжать.

Понимаем, законодатели заботятся о безопасности полицейских, но нападения на них уже редкость, а вреда от этой поправки автовладельцам немало. И не надо забывать, что надлежащие условия и безопасность, в первую очередь надо создавать водителям и другим участникам движения, и всегда надо отталкиваться именно от этого.

Прежде всего надо приводить в порядок дороги. И стоит помнить, что после обретения страной независимости, около двух десятилетий в автохозяйствах царил хаос, они фактически были бесхозными, и сформировалось новое поколение автовладельцев с совершенно иным типом мышления.

Необходимо вынести решение или постановление акима области и соответственно города Тараз и районов об «обязательном всеобуче населения правилам и основам безопасности дорожного движения».

(продолжение следует)

15.05.2014
373

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...